На главную

Архив Трак&Сервис №5 2013

Российское информационное издание коммерческого автобизнеса

$

Репортаж

Своими глазами

Уткнувшись пятачком в стекло иллюминатора, глядя на бесконечную череду горных и степных пейзажей, на ровные ряды синих заводских крыш, невольно вспоминались всадники писателя Гумилева. Исполнилась давняя мечта - посмотреть своими глазами на Великую Стену, прикоснуться к таинственной земле страны Красного Дракона. В конце лета китайский завод FAW пригласил журналистов в ознакомительную поездку, в колыбель китайского автопрома, город Чанчунь.

Город этот расположен в центре трех северо-восточных провинций, как красиво пишут географы - «на перекрестке третьего «Европейско-Азиатского континентального моста», в центре равнины Сунляо.

Исторически город связан с Россией.

В 1800 году в этих местах был образован «Чанчуньский комиссариат». В местных хрониках сказано: «У местных торговцев лавки широкие (куань), поэтому вместо двух иероглифов Чанчунь часто пишут только один иероглиф - куань». Рост города начался в связи со строительством южной ветви (Харбин - Порт-Артур) Китайско-Восточной железной дороги. Железная дорога пришла сюда в мае 1898 года. В районе железнодорожной станции начал развиваться современный город. Русское поселение находилось отдельно и насчитывало 3 тыс. человек. После поражения России в войне с Японией, по Портсмутскому мирному договору Чанчунь попал в зону контроля Японии, и стал одним из основных центров японского присутствия в южной Маньчжурии.

Железная дорога от Чанчуня на юг была также передана Японии; от Куаньчэнцзы начиналась магистраль, находившаяся под российским контролем. Японцы приобрели землю в городе, и объявили ее коммерческим районом. В нем, начиная с 1907 года, по плану Гото Симпея осуществлялась колониальная застройка города. В планировании учитывались и стоянки для русских дрожек.

С 1932 по 1945 гг. Чанчунь под названием Синьцзин (в переводе: «Новая столица», яп.) являлся столицей государства Маньчжоу- го. Город был взят советскими войсками в августе 1945 году в результате Маньчжурской операции. Во время Гражданской войны в Китае гоминьдановское правительство сосредоточило около 100 тысяч войск в Чанчуне; город был взят китайскими коммунистами 10 октября 1948 после 5-месячной осады.

В настоящее время один из центров машиностроительной промышленности Китая. Центр тяжелой промышленности, производство автомобилей в котором составило в 2009 году 9 % от общекитайского. Свободная экономическая зона основана в 1993 году, как Чанчуньский центр торговли автомобилями, а в 1996 году преобразована в Чанчуньскую Автомобильную зону экономики, торговли и развития.

Современный Чанчунь - важнейший транзитный пункт на западе Китая

В городе действуют раритетный Чанчуньский трамвай и современная система линий легкорельсового транспорта (LRT), которая дополняется линиями обычного метро. Через город проходят 6 скоростных автотрасс. Имеется Международный аэропорт Лунцзя. Три железнодорожных вокзала обеспечивают сообщение с соседними провинциями.

В 2007 году создана акционерная компания с ограниченной ответственностью «Чанчуньский китайско-российский научно-технический парк», функционирующий на рыночной основе. Cформирован ряд китайско-российских совместных исследовательских лабораторий.

История завода созвучна истории самого города. First Automobile Works (FAW) (Автомобильный завод № 1) - старейшая китайская государственная автомобилестроительная компания.

В феврале 50-го был подписан международный договор между двумя коммунистическими странами о дружбе и взаимопомощи; он наложил на СССР обязательства по оказанию помощи в строительстве завода по производству грузовых автомобилей. Первый камень строящегося завода в городе Чанчунь заложил Сам Мао Цзэдун, эта дата - 13 июля 1956 года - считается днем рождения компании. Поддержка наших специалистов не ограничивалась только помощью в возведении завода, они занимались также образованием кадров и передавали опыт технологий производства, а также поставляли запчасти и материалы.

Проходная первого автомобильного предприятия Китая была идентична той же части завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ)

Новая проходная завода в стиле хай-тек

Официальное открытие завода состоялось 15 октября 1956 года. Директором стал Жао Бинь. Этот предприимчивый руководитель сумел составить план развития не только непосредственно завода, но и отрасли автомобилестроения в целом, предложил приоритетные направления развития. В 64-ом был впервые представлен и утвержден логотип FAW. Эмблема представляет собой видоизмененные китайские иероглифы, а также своеобразный силуэт ястреба, который «расправил свои крылья и летит сквозь ясное синее небо».

В 1978 руководство приняло решение отправить двадцать самых талантливых инженеров компании в Японию, чтобы они переняли прогрессивные идеи у коллег с островов. В ходе этой образовательной программы китайские специалисты продуктивно пообщались с представителями Mitsubishi, Toyota, Nissan и Isuzu.

Китайцы бережно относятся к прошлому, чему подтверждение - отличный заводской музей, где сохранены автомобили, фотографии и ленты кинохроники, связанные с развитием автомобильной промышленности страны

В настоящее время в состав компании FAW входит более 30 дочерних предприятий, ей же принадлежит контрольный пакет влияния в 16 коммерческих структурах с участием иностранного капитала. Ведущую роль в освоении новой техники играет специализированный центр по разработке и внедрению инноваций. Всего 133 тысяч человек трудятся на предприятиях FAW.

Вид цехов завода по производству легковых и грузовых автомобилей соответствует современным европейским стандартам. Сборка конвейерная. Грузовой завод имеет две конвейерные линии. Каждый автомобиль проходит конвейер за два часа. Мощность - 500 грузовиков в день.

Гордость предприятия - 10 миллионный грузовик, выпущенный под брендом FAW

Машины, собранные для внутреннего и внешнего рынка имеют отличия. Внутренний рынок потребляет больше продукции местных производителей, могут отличаться и стандарты. На импорт идут комплектующие по европейским стандартам, требования к их качеству выше. Квалификация рабочих, механиков и инженеров обеспечивается несколькими специализированными учебными заведениями, в том числе высшими, имеющимися в городе. Ведь именно здесь расположен большой кластер автомобильных предприятий.

Самосвалы FAW весьма популярны сегодня в России. Как свидетельствует практический опыт строительных подрядчиков, применение самосвалов марки FAW оправдано с экономической и технологической точек зрения.

На дорогах можно встретить FAW, проходившие не одно десятилетие

Совершенствованию производства способствуют тесные партнерские отношения завода со многими известными иностранными компаниями. Например, конструирование линейки двигателей для тягачей и самосвалов FAW было проведено с использованием инновационных компьютерных технологий австрийской компании AVL LIST GMBH, которая является одним из признанных мировых лидеров в области разработки силовых агрегатов. Китайская сторона быстро реагирует на просьбы в изменении некоторых параметров, а иногда и целых агрегатов со стороны российского потребителя.

Качество спецтехники FAW достигается благодаря применению систем управления оборудованием (CNC) и производства (FMS), использованию новейшего оборудования из Германии, США, Японии и других стран.

Современные тягачи и самосвалы китайских FAW комплектуются системами подачи топлива, блоками управления и контроля производства корпорации BOSCH, тормозными системами фирмы WABCO, сцеплениями SACHS, коробками передач ZF, как и аналогичная европейская техника. Следует отметить, что на брендовые комплектующие распространяется гарантия производителей, в том числе, имеется сервисное обслуживание на территории России.

Модели FAW CA 3250 и 3310 оснащаются 8- и 11-литровыми дизельными двигателями экологического класса Евро-4, развивающими мощность, 370 и 390 л.с. Это современный, комфортабельный автомобиль. В базовой комплектации имеется кондиционер с климат - контролем, автономный отопитель. Выпускаются в Китае около двух лет, и очень востребованы на внутреннем рынке. На дорогах можно видеть целые вереницы грузовиков FAW с кабиной J6. Также эта модель получила большое распространение в странах Азии, Африки, и Южной Америки, где созданы несколько сборочных заводов.

Начата продажа в России тягачей и самосвалов FAW с новой кабиной J6

В рамках поездки была проведена пресс-конференция и экскурсия по цехам завода. Журналисты смогли осмотреть собранные автомобили.

Специалисты компании отметили, что компания FAW рассматривает Россию, как стратегического партнера. В 2007 году, в Москве было образовано Общество с ограниченной ответственностью «ФАВ - Восточная Европа». Здесь работают вместе китайские и российские специалисты, осуществляющие информационную и техническую поддержку официальных дилеров и сервисных центров. Из единого центра координируются усилия по дистрибуции автомобилей и запчастей. Имеются два склада запасных частей, которые располагаются в Москве и Краснодаре. Планируется открыть склады в Сибирском и Дальневосточном регионах. Разработан сайт, на котором можно найти удобно расположенного дилера, пробить по вин-коду, ввезен ли данный автомобиль официально. Имеется горячая телефонная линия. На сегодня имеется более 50 дилеров, во всех крупных городах. Развивается лизинговое обслуживание. Модельный ряд представлен несколькими моделями легковых автомобилей, а также коммерческим транспортом (полной массой от 1 до 47 т), Сертифицируются бетономешалки. На все официально проданные коммерческие и легковые автомобили распространяется фирменная гарантия FAW. Корпорация FAW совместно с представительством FAW в России ООО «ФАВ - Восточная Европа» планирует начать реализацию проекта по производству автомобилей на территории России.

Оценивая результаты встречи, вице президент China FAW Import&Export Гао Фан отметил, что грузовая техника, производство которой было показано журналистам в Чаньчуне, являются превосходной иллюстрацией стремления компании к инновационным разработкам.

Редакция благодарит китайскую сторону за предоставленную возможность познакомиться со старейшим автомобильным предприятием, а также интересную экскурсионную программу.

Золотова Лариса